Звоните: +7-903-526-19-01 +7-916-536-27-57

Home » Блог » DANCE-мания » Стопы: правильное положение и укрепление. Учителям читать обязательно!

Стопы: правильное положение и укрепление. Учителям читать обязательно!

feet

Голеностопный сустав может двигаться только около 25 градусов наружу и 35 градусов внутрь от нейтрального положения. Почему это трудно поверить? Потому что в танцевальном контексте эти мельчайшие движения имеют огромный эстетический эффект. Они могут акцентировать движение, удлинить ногу, или указать на недостаток подготовки.

В чисто анатомическом плане, правильно выровненная стопа — это та, по которой мы можем провести воображаемую прямую линию от лодыжки до второго пальца. Тем не менее, в мире классического балета, «стопа крылышком» (носки смотрят наружу) является знаком первоклассной балерины, в то время как «серповидная» стопа (носки смотрят внутрь) недопустима. С другой стороны, большинство современных учителей танца считают неправильными «крылышки», а некоторые хореографы даже находят «серповидную» стопу красивой. Но действительно ли «крылатые» или «серповидные» стопы безопасны для танцоров. В этой статье мы поближе приглядимся к разным положениям стопы и предложим советы по укреплению, которые помогут избежать травм.

Скашивание стопы внутрь
серповидная стопаПоскольку лодыжка от природы имеет больший диапазон движений внутрь, чем наружу, при натягивании носка, многие студенты со слабыми или плохо тренированными лодыжками склонны скашивать ногу внутрь (серповидная стопа). «Генетика или личная анатомия может также способствовать тенденции студента делать стопы «серпом», — говорит Джули Доерти, физиотерапевт Американского Балетного Театра в Нью-Йорке. Травма может возникнуть, когда студенты балансируют на полупальцах в «серповидной» позиции, которая тянет сухожилия лодыжки и нарушает выравнивание. Если танцор прыгает и приземляется на полупальцы в «серповидном» положении, может произойти растяжение связок голеностопа. Студентам необходимо сказать, чтобы они избегали скашивания стопы внутрь в тех ситуациях, когда на стопу приходится вес тела.

Вне балета, серповидную стопу иногда делают намеренно. В современном танце, например, «ноги танцора используются в качестве выразительных средств», — говорит Питер Спарлинг, профессор танца в университете Мичигана. Спарлинг, который был членом Танцевальной Компании Марты Грэм с 1973 по 1987, вспоминает: «В работе Грэм нас просили скашивать стопы серпом в некоторых проектах. Были моменты, когда хореография требовала, чтобы стопа была свернула внутрь или расслаблена, изображая уязвимость или сломанное тело. Стопа стала частью нашей характеризации, частью стилистической целостности.» (Тем не менее, на современных технических классах, Спарлинг предлагает корректировать и «крылатую» и «серповидную» стопы, что создает более универсального танцора.)

Скашивание стопы наружу
Ballet_Foot_PointКак и «серповидные», «крылатые» стопы становятся опасными, когда стопа поддерживает вес тела, — говорит Доерти, — потому что это тянет голеностопный сустав из ровного положения. Хотя «крылатое» положение стопы чаще рассматривается как желанное, чем «серповидное» положение, Доерти имеет дело со многими травмами, которые происходят из-за долговременного скашивания носков наружу в опорных позициях («крылатая» стопа на опорной ноге). Танцоры, которые выталкивают пятки вперед, выполняя движения, вместо того, чтобы использовать свою выворотность, перегружают сухожилия на внутренней стороне стопы и со временем скучивают коленные суставы.

Но вопрос с «крылатыми» стопами является деликатным. Мариса Олби, учитель в Школе Балета Тихоокеанского Северо-Запада в Сиэтле, штат Вашингтон, признает, что она позволяет некоторым своим ученикам изменять форму щиколотки в сторону слегка «крылатой» (не в опорных позициях) для лучшего соответствия требования балетной эстетики. «Есть моменты, когда танцовщица должна сделать стопу слегка «крылышком», чтобы добиться той линии, которой она пытается достичь», говорит она, — «если у танцовщицы недостаточная природная выворотность».

Те учителя, которые допускают «крылатые» стопы, должны объяснить, как скашивание носков наружу вписывается в классические линии в целом, чтобы не допустить превращения «крылатой» стопы в пустую неестественность. Дениз Понс, профессор танца в Бостонской Консерватории, рекомендует разбивать на составные части весь процесс вытягивания ноги через тандю, объясняя каждое движение устно, а не просто показывать его. «Например, для тандю вперед (tendu en avant) скажите студентам перенести вес на подушечку рабочей стопы, затем освободить ее и позволить пятке скользить вперед, чтобы начать движение «кистью» (brushing movement), сохраняя всю стопу на полу настолько долго, насколько это возможно, так что кажется, будто нога проходит через короткую четвертую позицию перед тем, как пятка поднимается. Напомните студентам включить выворотность и напрячь всю ногу, — говорит Понс, — и естественное небольшое скашивание носков наружу будет происходить само собой.»

В конечном счете, и «серповидные», и «крылатые» стопы — это лишь два инструмента в арсенале сильного танцора. Понс подчеркивает, что прежде всего, студент должен знать в каждый момент, как он или она использует свои стопы. «Если она не думает при работе в этих позициях, — говорит Понс, — танцовщица наверняка создает себе травму коленей или голеностопа».

Укрепление для избежания травмы
Доерти рекомендует танцорам работать над укреплением их общей силы и стабильности лодыжки, так что они могут контролировать скашивание носков внутрь или наружу по мере необходимости с минимальным риском получения травмы. С этой целью она предлагает танцорам разместить теннисный мяч между стоп в параллельной позиции, чуть ниже внутренней кости лодыжки, затем медленно приседать и подниматься на полупальцы, сохраняя мяч на месте. Удерживание мяча укрепит икры, поработает над проприоцепцией (ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга) и правильным выравниванием стопы и щиколотки.

Если у вас есть ученик, пытающийся контролировать тенденции к «серповидности», Доерти предлагает посадить танцора с вытянутыми вперед ногами и обернуть эластичную ленту петлей вокруг обеих стоп. Вытянув лодыжки и натянув носки, отведите носок одной стопы наружу, затем медленно верните в нейтральное положение. Затем повторите в другой ногой. Это упражнение укрепит мышцы вдоль внешней стороны стопы, предотвращая возникновение непроизвольного скашивания стопы внутрь.

правильное выравнивание стопы

Перевод оригинальной статьи из журнала Dance Tacher Magazine.

Поделиться:

Comments are closed.